Зима всегда приходит неожиданно, даже если на календаре середина декабря. Тончайшая корочка льда замедлила движение до 20 км/ч, создав заторы на дорогах до тех пор, пока показания градусника вновь не поползли наверх. Вечером делились впечатлениями: юная автовладелица с широко распахнутыми голубыми глазами рассказывала, как ее занесло при выезде из двора и лишь чудом удалось не зацепить рядом стоящих машин. Более опытный водитель стала делиться с ней опытом, как стоило поступить в данной ситуации - когда тормозить и когда выжимать гашетку. Именно в этот момент и появилось осознание необходимости этой статьи: ведь действительно зимнее вождение значительно отличается от летнего, и если опытные автоводители уже знают, как себя вести, то автовладельцы с небольшим опытом вождения однозначно рискуют попасть в неприятную ситуацию. И тут как говорится - предупрежден, значит вооружен. А еще лучше выехать в пустынное место и отработать приемы, ведь то, что доведено до автоматизма может очень сильно выручить в нужный момент. Будьте предельны бдительны и аккуратны, при чем не только по отношению к себе, но и другим участникам движения. Не исключена ситуация, что пешеход может просто поскользнуться и упасть под колеса Вашей иномарки, внимательно контролируйте ситуацию на дороге.
Итак, особенности вождения автомобиля зимой.
Садитесь правильно, чтобы руль держать грамотно. Удивительно, но от положения рук на руле также очень много зависит. Если использовать руль, как точку опоры и висеть на нем, то вывернуть руль, если автомобиль не вписывается в поворот, будет очень тяжело. А вот если спиной прижаться к спинке сиденья и положить вытянутые руки на руль, то можно спокойно противостоять действию силы инерции.
Трогаемся. Если, Вы выезжаете из теплого гаража, то можете пропустить эту часть. Если же Вам предстоит трогаться на льду, то максимально сконцентрируйтесь, так как на стоянке машины находятся очень друг к другу и шансы зацепить соседнюю, если Вашу иномарку поведет, очень велики. Работать педалями стоит очень плавно. Если под колесами голый лед, специалисты советуют трогаться со второй передачи, но опять же максимально аккуратно. Обратите внимание, что заднеприводные автомобили очень не устойчивы при быстром старте. Хотя и владельцам переднеприводных машин также стоит соблюдать аккуратность и трогаться плавно.
Плавность - основа зимнего вождения. Самое главное зимой - не допустить заноса. Чтобы не потерять траекторию, старайтесь планировать свои действия заранее. Любые резкие движения могут спровоцировать занос. Водите плавно. Избегайте езды по трамвайным путям, зимой это крайне опасно. Если это необходимо, то снизьте скорость до минимума и лишь затем начинайте движение по трамвайным путям.
Колея, колея - вот дорожечка моя. Зимой дорога часто превращается в две колеи с раскатанными обледенелыми кромками. В колее Вы лишаетесь возможности маневра, поэтому соблюдайте осторожность. Попытка вырулить на встречную полосу может закончиться разворотом автомобиля. Выезд из колеи лучше выполнять на второй, а то и на первой скорости. Помните о клиренсе! Колея, накатанная отечественными "легковушками", может нанести сокрушительный удар по поддону картера или по коробке передач иномарки. Двигаться по вершинам колеи нужно не спеша, ровно, в натяжку.
Кто не держит дистанцию, тот и виноват. Помните о том, что снег и лед практически вдвое снижают сцепление с дорогой, а значит и почти вдвое увеличивают тормозной путь. На сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40-45 м, на скользкой он возрастает до 90-140 метров. Держите дистанцию на порядок больше, чем летом. Ведь даже если Вы сможете остановиться в аварийной ситуации не факт, что идущий перед Вами автомобиль будет обладать таким же сцеплением, его может развернуть и столкновения не избежать - а виноваты Вы, так как сзади.
Скорость и еще раз про увеличенный тормозной путь. Плохие дорожные условия диктуют необходимость безопасной скорости. А как гласят ПДД - это такая скорость, при которой водитель способен избежать аварии при резко изменившейся ситуации. Да весьма расплывчато, но определить безопасную скорость в конкретной дорожной ситуации можно следующим образом - при отсутствии других участников движения резко затормозите и оцените, насколько увеличился тормозной путь, насколько легко удалось сохранить траекторию. Если сложно - сбавьте скорость.
Экстренное торможение - от аварии спасение. Тормозить зимой необходимо также по-особенному. Большинство начинающих водителей в сложной ситуации резко выжимают педаль тормоза на скользкой поверхности - и это одна из основных ошибок. Так как если автомобиль не оснащен АБС, то он потеряет управляемость, колеса заблокируются и иномарка пойдет юзом. Хорошо если за эти 100-150 метров не встретится препятствий. Антиблокировочная система, конечно, остановит скольжение, но при одновременном резком нажатии на тормоз и повороте руля машину просто-напросто развернет на 180, а то и 360 градусов. Тормозить лучше короткими качками, пока иномарка полностью не остановится, а подтормаживать легким и плавным движением. Забудьте о резкости. Можно тормозить двигателем. В экстренной ситуации специалисты советуют не выжимать педаль сцепления до полной остановки, лучше пусть двигатель заглохнет, чем Вам не хватит пары сантиметров, чтобы избежать столкновения.
Если все-таки случился занос. Если Вашу иномарку все же занесло очень важно правильно выровнять автомобиль. Различают два вида таких ситуации.
Занос - это ситуация, когда передние колеса преодолевают расстояние короче необходимого, и задние колеса выносит в сторону.
Снос - может возникнуть в том случае, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента, тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.
Выравнивание траектории для заднеприводных и переднеприводных автомобилей отличается друг от друга. Хотя есть единое правило - руль в сторону заноса.
Итак, если вы обладатель машины с задним приводом.
Ситуация: «зад» автомобиля заносит влево. Риск - развернуться поперек дороги.
Выход: плавно уменьшите подачу топлива и снизьте скорость, при этом не выжимайте сцепление и тормоз. Затем мягко, но четко поворачивайте руль в сторону заноса, если сделать это резко, то иномарку может занести в противоположную сторону. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения. Далее при необходимости выравнивайте траекторию плавными движениями руля.
Если Ваши «лошадки бегают» на переднем приводе, то выполняйте следующие действия.
Ситуация та же: «зад» автомобиля заносит влево. Риск - развернуться поперек дороги.
Плавно поверните руль влево, но ни в коем случае не уменьшайте подачу топлива, а даже наоборот слегка поднажмите газ. Ведущие передние колеса выведут иномарку из заноса.
А вот увеличение скорости в повороте может вызвать пробуксовку, так как колеса могут потерять сцепление с дорогой. И тогда автомобиль будет двигаться по более пологой траектории, и возможен снос. И здесь уже увеличение угла поворота ничего не даст. Остается только мягко уменьшать подачу топлива до восстановления сцепления. И только потом поддать «газу».
Пробуксовка требует сноровки. Очень частая ситуация зимой. Хорошо, если кто-то подтолкнет машину и Вы сможете продолжать движение. А вот если нет? На всякий случай заранее запаситесь лопаткой и песком. Чтобы в случае возникновения экстренной ситуации, Вы могли подкопать автомобиль. Незабываемо-снежным мартом 2013 года в Курске, когда 2-х метровый снегопад застал не то что неожиданно, а просто фантастично - у нас в багажнике оказался только новенький пластиковый совок для мусора, который везли домой. Пришлось орудовать им, не фонтан, конечно, но лучше, чем ничего. Если застряли ведущие колеса, сначала откопайте то колесо, которое буксует, а потом прокопайте путь для ведущих колес, минимум по полметра спереди и сзади. Присыпьте песка (нет его, можно использовать ветки деревьев, растущих поблизости), и в раскачку, не газуя, выбирайтесь на твердое место. Если машина села на днище, то прокапывать придется, пока не появится просвет.
Зиме я был бы очень рад, если б не туман и снегопад. Любые атмосферные явления значительно снижают видимость. Снегопад, сильный туман - главные враги видимости. При чем, как Вы не видите прочих участников движения, также не видят и Вас. Включенный ближний свет поможет вовремя увидеть остановившийся впереди транспорт. Если ситуация совсем сложная - включайте аварийку - так Вас будет видно. Помните о том, что если видимость не превышает 10 метров, то максимальная скорость 5 км/ч. Передние противотуманки значительно облегчают вождение в условиях плохой видимости. Также сильно ухудшают видимость в морозный день клубы пара из выхлопных труб впереди едущих автомобилей.
В конце хотелось бы сказать - зимой ездишь можно и нужно! Какое удовольствие сесть в теплую машину и сквозь непогоду добраться до нужной точки в уюте и комфорте. Однако, зимой как никогда работает пословица - тише едешь - быстрей будешь, ведь зима не прощает ошибок. Комфортного зимнего вождения и удачи на дорогах!